Прогулка по Малташ-Узень

30 мая 2018, 17:12    882

Останки птицефабрики в Байдарской долине не самое популярное место для начала пешеходной прогулки по окружающим высотам и красотам. Я, по крайней мере, не могу припомнить, чтобы автобус здесь останавливался и выгружал людей с рюкзаками.  Тем не менее в интернете полно фотографий из так называемого «Розового каньона», начало которого находится как раз напротив этой остановки, так что я, скорее всего, ездил неправильными автобусами.

В этом году мне, наконец, повезло. Гудвин вытащил меня прогуляться, выбрал «правильный» автобус, взял билеты  до остановки «Птицефабрика», познакомил меня с речкой Малташ-Узень и теперь интернет-галерея видов Малташа станет больше на несколько фотографий.  Тем более,  что буквально через несколько дней мы отправились туда снова, причем на этот раз я прихватил с собой штатив, панорамную головку и фишай.

Гудвин, кстати, уже давно фотооотчитался о том, как мы с ним здесь гуляли, даже дважды, (фотоотчет раз, фотоотчет два), а у меня никак не складывалось  –  то одно, то другое. Да еще и сайт пришлось на месяц отключить по техническим причинам зловредного характера. Приводил я его в порядок весьма радикальными методами и все восстановить не успел, но дальше решил с подключением обратно не  тянуть,  поскольку дальше уже и некуда.

Итак, Малташ-Узень, она же  Мал-Таш Узень,  она же Молташ-Узень, она же  Арманка.

День первый – 15 апреля, воскресенье.

На автостанции 5-го км обнаружились нововведения, билеты в 182 автобус теперь продаются в салоне,  а не в кассе, а в маршруте у него добавился проезд через Балаклаву. Зачем – не знаю, разве что кондуктора на маршрут официально можно ставить только если он (маршрут, а не кондуктор)  вписывается в необходимый минимальный  километраж. Исчезать, во всяком случае, кондукторы из пригородных автобусов стали именно тогда, когда автостанцию перенесли от Центрального рынка на 5-ый км, и маршруты, соответственно, стали короче.

Доехали до птицефабрики, вышли, и Гудвин, как человек однократно здесь уже побывавший, возглавил наш пешеходный дуэт. Малташ-Узень. Вид на Чернореченское водохранилище Не торопясь поднялись по тропке до небольшой смотровой площадки с видом на водохранилище, полюбовались и спустились к речке.  Сказать, что Малташ-Узень произвела на меня впечатление, значит ничего не сказать. При всей моей любви к Босе и Баге – весенняя Малташ-Узень несравненна и говорить о ней нужно стихами, но так как этот подвиг мне нынче не потянуть, остается только надеяться на то, что  проза в сочетании с фотографиями тоже на что-то способна.

Время для этой весенней прогулки мы, как оказалось, выбрали очень удачно. Воды в речке было ровно столько, чтобы она радовала глаз и при этом не мешала спокойно подниматься прямо по руслу. Будь ее больше, пришлось бы скакать вверх-вниз, обходя нередкие прижимы, и разговаривать на повышенной громкости, так что прогулка получилась бы скорее спортивной, а не душевной.

Что еще поразило, так это неимоверное количество лягушек по берегам, чуть ли не каждый шаг сопровождался несколькими громкими плюхами. Куда эти лягушки деваются летом, когда речка пересыхает – загадка. Сплавляются, отметав икру, в водохранилище? А как же головастики? Вылупиться и вырасти до того, как речка пересохнет, они явно не успеют, так как на момент нашей прогулки находились еще на стадии свежеотложенной икры, но как-то справляются, судя по всему.

Поскольку цель у нас была именно прогуляться, а не просто попасть из пункта А в пункт Б, причем обязательно завернув по дороге к пункту Д, можно было идти не торопясь, поглядывая по сторонам и не думать о том, что можно не успеть на последний автобус. Поэтому я не стал отказывать себе в удовольствии снять несколько петроглифов, которые Малташ-Узень успела нарисовать за время своего истечения и протекания.

На выходе из каньона мы остановились перекусить, а потом пошли в сторону Орлиного.  По дороге исправили ошибку, допущенную пару лет назад, когда спускались в Орлиное с Чертовой лестницы. В тот раз мы решили, что лучше идти по натоптанной и наезженной дороге, а не сворачивать на узенькую тропку и спускаться вдоль речки.  В этот раз поступили наоборот и были вознаграждены тем, что вышли сразу к мосту на дороге из долины к Байдарским воротам, сэкономив себя на несколько километров. Заодно граффити брутальный кабанпознакомились с обитающим таммаршрут Птицеферма - Орлиное брутального вида кабанчиком.

Дожидаясь на остановке севастопольского автобуса заглянули в навигатор и он нам сообщил,  что прошли мы 10,33 км, потратили на это в общей сложности 4 часа 56 минут, а непосредственно на перемещение в пространстве ушло 2 часа 53 минуты. Заодно  навигатор и картинку наших передвижений нарисовал, на чем первый день прогулки по Малташ-Узень, в сущности, и завершился.

День второй – 19 апреля, четверг.

Подумали, подумали, решили не мелочиться и поехали автобусом на 7-45. Билеты на сей раз пришлось брать в кассе, поскольку рейс коммерческий, причем до Подгорного, в кассе, как оказалось, остановка «Птицефабрика» отдельным пунктом не предусмотрена. Ну и, чтобы не повторять прошлый маршрут один в один, не стали подниматься на смотровую, а пошли сразу по руслу. Поначалу ничего интересного не было, тем более, что и солнце не успело сюда добраться, но довольно быстро мы дошли до небольшой дамбы и я решил, что это самое подходящее место для того, чтобы достать панорамную головку и начать снимать сферы. Так и шел дальше, держа в руках штатив с панорамной головкой, снимал сферы, а Гудвин снимал меня и не только меня. Вот здесь, например, он точно не меня снимает. Гудвин на Малташе

Чем выше поднималось солнце, тем сильнее почему-то становился ветер, и в какой-то момент снимать сферы стало просто невозможно. Камни и скалы  ладно, стоят себе на месте и стоят, а вот деревья стало качать так, что собрать все веточки потом собрать бы уже никак не получилось. Ну и ладно, решил я, сложил штатив, спрятал панорамную головку, тем более, что выход из каньона был уже близко. Попили чаю на облюбованном в воскресенье месте и пошли обратно к птицефабрике, только не по руслу, а по тропе, которая постепенно увела нас вверх от реки и в конечном итоге привела обратно к дороге.  И тут выяснилось еще одно неудобство остановки «Птицефабрика». Орлиновские автобусы здесь не проходят, а Передовский и Родниковский  ходят с довольно большими промежутками. Сидеть пару часов на остановке нам не улыбалось, поэтому все равно пришлось топать по асфальту до Орлиного и уже там, на повороте в Тыловое, садиться в автобус. Так что если решите повторить наш маршрут – рассчитывайте время так, что выйти на остановку незадолго от похода 41 или 182 автобуса. А еще лучше сделайте, как мы в воскресенье -  начните на «Птицефабрике», а после каньона идите в Орлиное, или в Родниковское через Босу. Можно еще через Календу в Подгорное, но в этом случае опять же нужно будет подгадать под 41 и 182 автобусы. Есть еще вариант через Чертову лестницу на ЮБК, но лично мне этот вариант не нравится, поэтому упомянуть я об этом упомянул, но советовать не буду.

А теперь желающие могут прогуляться по апрельской Малташ-Узени не выходя из дома и не отходя от компьютера. Для перехода в полноэкранный режим достаточно кликнуть по логотипу в правом нижнем углу.  Стрелочки вверх означают переход к панораме выше по течению, стрелочки вниз – ниже. Иконка в правом верхнем углу вызывает карту с быстрыми переходами по туру, но я рискну посоветовать сначала не торопясь пройтись  от панорамы к панораме вверх по течению, и только потом воспользоваться картой, если захочется вернуться. Только учтите, что карта ориентирована как положено, север сверху, и получается, что Арманка на ней течет снизу вверх.