14 июня Севастополь отпраздновал свой 235-й день рождения, а я сходил на экскурсию по недавно открывшемуся музею не то Холодной войны, не то Гражданской обороны. Находится он в действующем противоатомном убежище под Центральным холмом Севастополя, что само по себе уже интересно, поскольку внутреннее пространство полностью аутентично построенному 60 лет назад. Есть некоторые новшества в виде вайфая и нескольких экранов, транслирующих картинку с веб-камер Севастополя, но в остальном все соответствует. И к тому же никаких ограничений на фотосъемку, что меня очень порадовало, хотя имело и оборотную сторону. Пытаясь сфотографировать все, что казалось интересным, я регулярно отставал от группы и пропустил многое из того, о чем рассказывал пригласивший нас на экскурсию Алексей Тихонов – историк, активно участвующий в создании этого музея. Кроме этого он успевает преподавать в школе, водить учеников в походы, развивать проекты 9-й усадьбы Хоры Херсонеса и Уличной галереи вместе с Севпарками и это только то, о чем мне известно. В общем, если в мире и существуют люди, способные объять необъятное, то Алексей явно входит в их число.
Вход в музей и начало экскурсии находятся на площади Суворова за памятником и первое, что замечаешь, пока спускаешься по тоннелю к дверям в убежище – это часы Судного дня. Полночь на этих часах символизирует момент самоуничтожения человечества, а минутная стрелка показывает, столько нам осталось до времени «ноль часов, ноль минут». Определяет, насколько мы от этого далеки совет директоров журнала Чикагского университета «Бюллетень ученых-атомщиков» после консультаций с приглашенными экспертами и сейчас у нас, как видите, до катаклизма осталось две минуты. Для сравнения – в 1947 году, когда стрелки были выставлены в первый раз, от ядерного катаклизма нас отделяло семь минут, а дальше всего ( 17 минут до полуночи) мир находился в 1991 году. Динамика, мягко говоря, неутешительная, тем более, что в настоящее время при переводе стрелок учитывается не только ядерное вооружение, но и климатические изменения, техногенные опасности, социальное напряжение – все, что может поспособствовать полному исчезновению человечества.
Двери, закрывающие вход в убежище, сделаны полукруглыми, чтобы лучше противостоять ударной волне и сконструированы так, чтобы несмотря на толщину и вес их мог открыть даже ребенок. Последнее утверждение мы поверили экспериментальным путем – действительно может.
За то время, что мы экспериментировали и выясняли, почему часы застыли на отметке 23:58, предыдущая группа как раз успела освободить кинолекторий и Алексей повел внутрь убежища нас.
Судя по количеству мест (в штатном расписании убежища числятся, если я правильно помню, 16 человек), зал изначально планировался под служебное пользование, представить, что в 50-х годах здесь собирались показывать детям мультики, мое воображение отказалось, несмотря на то, что иногда подсовывает мне намного более абсурдные картины. Нашей группе мест хватило с лихвой и проникнувшись после короткого сеанса кинохроники духом эпохи мы двинулись дальше и в результате, как нам и было обещано, вышли на Большую Морскую.
Что я из этой экскурсии для себя в итоге вынес (с учетом самостоятельно предпринятых изысканий в Интернете):
1. Удовольствие и некоторое количество полезной информации.
2. Если не считать новостей об открытии музея, из которого мы только что вышли, внятной информации о бомбоубежищах Севастополя в интернете нет! Нашел несколько интервью, в которых советуют зайти в РЭП/Управляющую компанию и там на соответствующем стенде все должно быть указано. То есть секретной эта информация вроде как не является, но и доступной при этом не является тоже. Единственное разумное объяснение, которое мне пришло в голову – любая сводная таблица по действующим в городе убежищам в первую очередь продемонстрирует, что прятаться, в случае чего, нам некуда.
3. В убежище, если оно используется по прямому назначению, ты перестаешь быть человеком и становишься укрываемым. С позиций психологии военного времени логично и естественно, намного проще руководить группой укрываемых, чем пытаться управлять толпой растерянных и потерянных людей. Но все равно обидно и не хочется, поэтому продолжаю верить, что до этого не дойдет.
4. Слухи, домыслы и фантазии после некоторых размышлений решил не озвучивать.
Вывод!
Сходить в музей однозначно стоит, тем более, что создатели намерены его всячески расширять, развивать и привносить в него самый различный интерактив – лекции, квесты, конференции… на языке вертятся танцы, хотя вот это навряд ли. Впрочем, а почему бы и нет? Под граммофон, шерочка с машерочкой? Поживем – посмотрим.
Комментарии (40)